Бухгалтерские услуги: Проводки в бухгалтерском учете

Вопрос:

Какими проводками в бухгалтерском учете можно отразить получение основных средств от учредителя в качестве вклада в уставный капитал?

Ответ:

Деятельность любой организации начинается с формирования уставного капитала.

Оплата уставного капитала может осуществляться денежными средствами, ценными бумагами, другим имуществом или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. При этом форма оплаты уставного капитала общества при его учреждении определяется учредительным договором для ООО, договором о создании - для АО. Кроме того, устав общества может содержать ограничения на виды имущества, которым могут быть оплачены акции (доли) общества.

Датой формирования уставного капитала организации и образования задолженности его собственников по вкладам в него является дата приобретения статуса юридического лица, т.е. государственной регистрации.

В бухгалтерском учете первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 9 ПБУ 6/01).

В установленных законодательством случаях денежную оценку вклада должен подтвердить независимый оценщик. Кроме того, в первоначальную стоимость основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал, включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 12 ПБУ 6/01).

Правила оценки основных средств, полученных в счет вклада в уставный капитал, для целей налогообложения прибыли определены в ст. 277 НК РФ. Эти правила различаются в зависимости от того, кто является учредителем организации.


1. Учредителем является российская организация либо предприниматель. В этом случае первоначальная стоимость основного средства, полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал, определяется исходя из его остаточной стоимости по данным налогового учета передающей стороны с учетом дополнительных расходов передающей стороны, связанных с передачей имущества, при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Таким образом, организация, получая основные средства в счет вклада в уставный капитал, должна позаботиться о получении от передающей стороны документов, подтверждающих остаточную стоимость переданных объектов.

Пример 1. При создании организации принято решение, что один из учредителей вносит свою долю принадлежащим ему компьютером. Денежная оценка вклада в соответствии с учредительными документами - 25 000 руб. Компьютер был передан по акту в апреле 2008 г.
Остаточная стоимость компьютера по данным налогового учета передающей стороны (учредителя) - 20 000 руб.
В бухгалтерском учете организации в апреле должны быть сделаны проводки:
Д-т счета 08 - К-т счета 75 - 25 000 руб. - погашена задолженность учредителя по взносу в уставный капитал передачей принадлежащего ему компьютера;
Д-т счета 01 - К-т счета 08 - 25 000 руб. - компьютер принят к учету в составе основных средств.
Первоначальная стоимость компьютера в бухгалтерском учете - 25 000 руб.
Для целей налогообложения первоначальная стоимость компьютера будет равна 20 000 руб.
Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества, то его стоимость в налоговом учете признается равной нулю (ст. 277 НК РФ).

2. Учредителем является физическое лицо. Стоимостью основных средств, полученных от учредителя - физического лица, признаются документально подтвержденные расходы на их приобретение (создание) с учетом амортизации (износа) (если получены основные средства, бывшие в употреблении).
Таким образом, получив от учредителя основные средства, бухгалтеру, в первую очередь, необходимо запросить у него документы, подтверждающие затраты на приобретение этих основных средств. Затем, если имущество не новое, нужно посчитать его амортизацию исходя из норм, установленных Классификацией основных средств. Определенная таким образом стоимость сравнивается с рыночной оценкой полученных основных средств, подтвержденной независимым оценщиком. Первоначальной стоимостью будет признана меньшая из двух величин (документально подтвержденные расходы с учетом амортизации либо рыночная цена). Формулировка ст. 277 НК РФ предполагает, что у вас должны быть и документы, подтверждающие сумму фактических расходов передающей стороны, и документ, подтверждающий рыночную стоимость поступивших основных средств. При отсутствии документов, подтверждающих сумму фактических расходов передающей стороны, первоначальная стоимость поступивших основных средств в налоговом учете будет равна нулю.

3. Учредителем является иностранное лицо. Стоимостью основных средств, полученных от учредителя - иностранного лица, признаются документально подтвержденные расходы на их приобретение (создание) с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона.
Определенная таким образом стоимость сравнивается с рыночной оценкой полученных основных средств, подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством государства, налоговым резидентом которого является передающая сторона. Первоначальной стоимостью будет признана меньшая из двух величин (документально подтвержденные расходы с учетом амортизации либо рыночная цена).
Приведенные выше правила очень напоминают порядок оценки, предусмотренный для ситуации, когда учредителем является физическое лицо. Но при этом есть две особенности. Во-первых, при получении бывшего в употреблении имущества сумму амортизации необходимо рассчитать по правилам, действующим в государстве, налоговым резидентом которого является учредитель. Во-вторых, при формировании первоначальной стоимости полученных от учредителя основных средств необходима рыночная оценка имущества. Независимый оценщик, оценивающий рыночную стоимость передаваемого в качестве вклада в уставный капитал имущества, должен обязательно являться лицом, действующим в качестве оценщика в соответствии с законодательством государства, налоговым резидентом которого является передающая имущество сторона. Даже если передаваемое в качестве вклада в уставный капитал имущество закупается учредителем в разных странах, его рыночная стоимость должна быть подтверждена независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством того государства, налоговым резидентом которого является учредитель (Письмо Минфина России от 03.02.2006 N 03-03-04/1/84). Проведение рыночной оценки имущества, полученного в уставный капитал от иностранного учредителя, является обязательным условием для формирования первоначальной стоимости этого имущества для целей налогообложения прибыли. С 1 января 2006 г. гл. 21 НК РФ обязывает налогоплательщиков-учредителей, которые вносят свой вклад в уставный капитал имуществом, восстанавливать "входной" НДС, приходящийся на стоимость передаваемого имущества (см. подробно с. 81). Этот НДС указывается передающей стороной в документах на передачу имущества отдельной строкой. А сторона, получившая имущество, в соответствии с п. 11 ст. 171 НК РФ имеет право заявить полученную от учредителя сумму НДС к вычету в случае использования поступившего имущества для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.

Пример 2. ООО "Зима" выступило учредителем ООО "Лето". В качестве вклада в уставный капитал новой организации учредитель (ООО "Зима") передает оборудование. В соответствии с учредительными документами доля ООО "Зима" в уставном капитале ООО "Лето" составляет 550 000 руб.

ООО "Зима" передает ООО "Лето" оборудование по акту приема-передачи, в котором указана следующая информация:
остаточная стоимость оборудования по данным налогового учета ООО "Зима" - 500 000 руб.;
сумма НДС, восстановленного при передаче оборудования в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, - 90 000 руб.
Получающая сторона отражает задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал проводкой по дебету счета 75 в корреспонденции со счетом 80. Эта проводка делается на сумму вклада, отраженную в учредительных документах:
Д-т счета 75/ООО "Зима" - К-т счета 80 - 550 000 руб. - отражена задолженность учредителя.
Далее на основании акта приема-передачи оборудования бухгалтер ООО "Лето" должен отразить поступление оборудования от учредителя:
Д-т счета 08 - К-т счета 75/ООО "Зима" - 550 000 руб. - получено оборудование в счет вклада в уставный капитал;
Д-т счета 19 - К-т счета 83 - 90 000 руб. - отражен НДС согласно акту, оформленному при передаче оборудования .

Предположим, что ООО "Лето" является плательщиком НДС и будет использовать полученное оборудование в операциях, облагаемых НДС. Тогда у него в бухгалтерском учете будут сделаны проводки:
Д-т счета 01 - К-т счета 08 - 550 000 руб. - оборудование принято на баланс в качестве основного средства;
Д-т счета 68/НДС - К-т счета 19 - 90 000 руб. - принят к вычету НДС, указанный в документах на передачу.

Группа компаний «Цензор» оказывает услуги бухгалтерского учета физическим и юридическим лицам в Санкт-Петербурге.

Комментарии:

В настоящий момент здесь нет комментариев. Заполните форму ниже и выскажите свое мнение.

Внимание! Все комментарии проходят ручную модерацию. Сообщения, в которых присутствует реклама или которые не относятся к теме обсуждения, не публикуются.
(на этот e-mail Вы получите ответ)

обновить код
* - Данные, обязательные для заполнения